среда, 24 августа 2011 г.

Басни, стихи, сказки Светланы Павловны Шмаковой

      

                            Б А С Н И

           ВОЛНА  И  СОСНА

Стояла Сосна на крутом берегу.
- Люблю, - ей шептала Волна на бегу,
- Ты так высока и стройна, и ветвиста,
Всегда зелена, величава, пушиста!

С тобою сравниться не может никто,
Нет равных тебе в красоте и за то
Ты мною любима! Любима! Любима!-
Кричала Волна, пробегавшая мимо.

- Дурманит меня терпкий запах хвои,
Хочу, чтобы ветви сомкнулись твои,
Меня, обнимая, ко мне наклонись,
Я берег подмою, а ты повались.

Точила настойчиво берег Волна,
Желанием встречу приблизить полна.
Клонилась, клонилась Сосна и упала,
И вскоре простым топляком она стала.

- Как ты неприглядна! – сказала Волна,
- Теперь мне по нраву другая Сосна! –
И мы уже знаем, что может случиться,
Коль вместо любви просто плещет водица.

                          *******

                                                     ВОЛК  ЛИСА

В старом сосновом, дремучем лесу,
В самой чащобе тенистого бора
Серый Волчице, настигнув Лису,
Оторопел вдруг от лисьего взора.

Резко к нему обернулась Лиса,
Смотрит в глаза без малейшего страха.
Серый попятился: вот чудеса,
Вырвалась тут из-под лап его птаха.

Вздрогнул зубастый, захлопнулась пасть,
Ну, а Лиса, время зря не теряя,
 Вздыбила шерсть, угрожая напасть,
Словно на храбрость его проверяя,

Сделала шаг, отступая назад,
Кинулась Волку на спину ракетой,
Волчий когтями царапает зад,
Остолбенел Волк от наглости этой.

Время Лиса не теряла опять –
Силы прибавила ей передышка,
Юркнула в чащу:- Попробуй догнать! -
Волк разозлился: - Ну, это уж слишком! -

Снова пустился лису догонять:
- Вот догоню, не оставлю и уха! -
Мораль очевидна: не надо терять
Не на мгновенье присутствия духа!

                    *******

             С К А З К А


          ОН, ОНА, ГОРА И МЕЧ

В дорогу собрался храбрец – удалец,
Уж сел на коня, но окликнул отец:
« Послушай, сынок, тут такие дела:
Вчера старики из другого села,
Рукой указав на вершину горы,
Мне рассказали, что с давней поры
В горе той Дракон, будто, страшный живёт,
В сто лет один раз он невесту крадёт.
За свадебку скоро садиться и нам,
Да что тебе сказывать, знаешь и сам.
Глаза его, будто, как факел горят.
И вот ещё что старики говорят:
Что очень коварен и неуловим,
И только в обличье людском уязвим.
Возможно, средь нас тайно шастает он,
Но как ты узнаешь, что это Дракон?
Подсмотрит, какую ведут под венец,
И схватит невесту. – Да. Будет, отец! –
-  Прошу тебя, сын, ты поостерегись,
Пред образом на ночь усердней молись!
Ещё, говорят, он о трёх головах,
И чувствую правду я в этих словах. -
- То байки плетут про драконьи дела, -
Сказал Ярослав, натянул удила.
Бесстрашен и самоуверен он был,
Послушал вполуха отца и забыл.
Любого спроси – он отважен и смел,
В боях побеждал и раненья имел.
К Прасковье, невесте своей поспешил,
На девушке славной жениться решил.
Уж сваты ходили, получен ответ,
Невесты достойней, красивее нет:
Умна и скромна, величавая стать,
Женой обещает хорошею стать.
И в поисках можно полмира пройти,
Но краше Прасковьюшки век не найти!
                    _   _   _   _

Не долго, а коротко время бежит,
Кто к свадьбе готовится, тот не тужит.
У той и другой стороны полон рот,
Со свадьбою связанных, разных хлопот.
Быть пиру великому – звали гостей
С  далёких и ближних других волостей.
А вот и венчание в церкви идёт,
Кто внутрь не попал, тот на улице ждёт.
Довольна невеста, доволен жених,
И трудно понять, кто же краше из них!
А дома родители ждут молодых,
Чтоб благословить и приветствовать их,
И хмелем осыпать и хлебным зерном,
Чтоб жили в достатке, богатстве потом.
Гостей дорогих, да и весь честный мир
Они приглашают на свадебный пир!
                  _   _   _   _

Уж кое-кто к дому направил стопы,
Вдруг выскочил некто из этой толпы,
Подпрыгнул, присвистнул и вот уже он –
Огромный и страшный крылатый Дракон.
С тремя головами, глазищи горят,
( Ну, значит, не зря старики говорят!)
И в каждой главе огнедышащий рот!
В испуге великом отпрянул народ.
Дракон долго времени зря не терял,
В мгновение ока Прасковью обнял,
Прищёлкнул огромным хвостом, просвистел,
Невесту схватил и к горе полетел,
Похитив коварно у всех на виду.
Эх, чуяло сердце отцово беду!
                 _   _   _   _

- Проклятый Дракон, не уйдёшь от меня! –
Вскричал Ярослав и вскочил  на коня.
Его быстроногий, сноровистый конь
Был предан ему и горяч, как огонь.
Копыт не жалел, выбиваясь из сил,
Не раз с поля боя его выносил.
Ни окрик, ни шпоры ему не нужны,
Его погонять не бывает нужды.
Хозяина чувствовал шкурой своей –
Нет лучше, покорней коня и умней.
Лишь только услышал: - А ну-ка, Гнедко! -
Мгновенно он с места сорвался легко
И, ветра быстрее, вперёд поскакал,
По склонам крутым, над обрывом, меж скал
Над пропастью птицей в прыжке перенёс,
Неведомо, как на вершину занёс.
                  _   _   _   _

Достигнув вершины с коня своего
Глядит Ярослав, а вокруг – никого.
Дракона с Прасковьей и след уж простыл,
Лишь ветер холодный пронзительно выл,
Да чёрная туча, Дракону подстать,
Висела так низко, что впору достать.
                     _   _   _   _

На землю ложится тогда Ярослав,
К горе своё чуткое ухо прижав,
Весь в слух обратился, и слышит - в горе
Рыдает Прасковья в глубокой норе
И просит: - Дракон, отпусти, не губи! –
- Забудь Ярослава, меня полюби! –
- Ах, вот оно что, - простонал Ярослав, -
Прасковье все силы, до капли, послав,
Ей шепчет: - Прости, дорогая, глупца,
Вот если б тогда мне послушать отца!
Считаем, что сами богаты умом
И локти с досады кусаем потом.
Чтоб участь, хоть как-то, облегчить твою,
Я силы свои все тебе отдаю!
Отсюда Дракона никак не достать,
С ним вместо меня будешь ты воевать! –
И вовсе без сил он лежит на земле,
И рядом стоит его конь при седле.
                _   _   _   _

Дракон же Прасковье: - Да ты не дрожжи,
Тебе если холодно, так и скажи.
Сейчас я в камине прибавлю огня,
Я нравлюсь тебе, ты полюбишь меня? –
 - Конечно же, нет! Вот чего захотел!
Ты в зеркало в жизни хоть раз поглядел?
Ты страшный такой, я и глянуть боюсь! –
- В обличье другом пред тобою явлюсь!
Быть может, понравлюсь таким, наконец? –
Взглянула и ахнула: - Ты же купец!
Себя сколько помню, ты к нам наезжал,
 Отец тебе руку, проклятому, жал.
Противен мне с детства был липкий твой взгляд.
Отцу б догадаться, что чинишь догляд,
Чтоб дочь его, выкрав вот так, погубить,
И просишь при этом тебя полюбить?
Да где тебе знать, что такое любовь,
Коль в жилах течёт твоих чёрная кровь.
Любовь – это тайна одна на двоих,
Она не услышит приказов твоих! –
- Остынь и послушай, что я расскажу:
Не зря за тобою я с детства слежу.
Давно нам назначено было судьбой
Над миром господствовать вместе с тобой.
Я чётко условия все соблюдал
И долгие годы венчания ждал.
А дальше что было, ты знаешь сама,
Коль в этой головке достанет ума,
Ты выполнишь самую важную часть –
Полюбишь меня, и безмерная власть,
Которую часто я видел во сне,
Сама перейдёт прямо в руки ко мне,
Как только ты скажешь: «Тебя я люблю »,
И власть, и богатство с тобой разделю.
Да, впрочем, богатства хватает и здесь,
Душе что угодно в избытке всё есть.
 Ты сделаешь то, что тебе надлежит? –
- Другому любовь моя принадлежит! –
- Но, если проявишь упрямство, тогда
Останешься здесь под землёй навсегда! –
- Я мужа люблю с каждым часом сильней! –
Моргнуть не успела, и вот перед ней
Её Ярослав, улыбаясь, стоит
И руки к ней тянет, и с ней говорит.
Опешила. Что же ей делать тереть?
Но сердце вещает: « Прасковья, не верь!
В глаза посмотри! » - Посмотрела, в глазах
Прасковья огонь увидала. Свой страх
Запрятала глубже, как можно, в себе
И сделала вид, что покорна судьбе.
Не может коварство любовь победить,
Решила Прасковья Дракона убить.
                     _   _   _   _

И духом окрепла, и зреет в ней план,
Знать, разум не зря Богом женщине дан!
Решила схитрить, рядом меч увидав,
Глаза опустила, Дракону сказав:
- Ну, что же, владенья свои покажи, -
- Здесь всё для тебя, ты мне только скажи,
Когда за всё это меня наградишь
Любовью своей, вот уж мне угодишь!
Пойдем, покажу, не увидит вовек
Всё то, чем владею, другой человек:
Тюки вот тончайших китайских шелков,
Смотри, как легки, а рисунок, каков!
Оттуда же этот изящный фарфор,
Хранится все это уже с давних пор.
А вот украшенья, наряды, ковры,
Заморских правителей это дары…
                 _   _   _   _

Вослед за Драконом Прасковья идёт,
Подходит к мечу, сверху руку кладёт
И нежные речи ему говорит,
А рядом дракон за Прасковьей следит:
- О, женщины! – молвит, - Ну как вас понять?
Вы глупы, как курицы, что же с вас взять!
Я ей предлагаю весь мир, а в ответ
Ни капли любви, непреклонное  « нет ».
А это – железа кусок лишь всего,
За что же Прасковья, ты любишь его? -
Не слушая вовсе драконову речь,
Прасковья поднять тут пытается меч,
Склонилась и дарит мечу поцелуй.
- Э, девица, - крикнул Дракон, - Не балуй!
Ты меч – то не трогай, тебе не поднять,
Не надо и пробовать, чтобы понять.
Что слишком для дела такого хрупка,
Не каждая меч сей поднимет рука!
Несметные силы вложил я в него,
Он служит лишь мне, я хозяин его!
Не любит он так же, чтоб кто-то другой
До ручки его прикасался рукой.
Мелькнула догадка в глазах его вдруг:
Он понял, что меч ему больше не друг!
Раздался в пещере пронзительный стон,
И в гневе пошёл на Прасковью Дракон!
Прасковья же чувствует – силы растут,
Проворно мечём завладела и тут,
Взмахнула рукой, и послушный ей меч
Срубает мгновенно с драконовых плеч,
Похожие, словно две капли воды,
Ударом одним сразу три головы!
               _   _   _   _

И с грохотом тут содрогнулась гора,
А меч руку тянет, пора, мол, пора!
И, выведя тайной тропой из норы,
Прасковью ведёт на вершину горы.
Вослед за мечём, она быстро бежит
И видит, что муж бездыханный лежит.
Взглянула и сразу же всё поняла,
Легла рядом с ним и его обняла.
Нужды больше нет, слёзы сдерживать ей,
Расплакалась, к мужу прижавшись плотней,
Сказала: - Пусть через объятья мои
К тебе возвращаются силы твои…
                    _   _   _   _

Коль спросите вы: что же было потом?
Да деток они завели полон дом.
А в доме достаток, совет да любовь,
У доброй невестки – незлая свекровь.
Всегда хлебосольно, и топится печь,
На месте почётном – знакомый нам меч.
Хорошим хозяином стал Ярослав,
Правление всем в свои руки забрав.
Послушна Прасковья, пред мужем смирна,
И место своё в доме знает она.
Но ходит в народе такая молва:
Прасковья, де шея, а он – голова,
А что это значит? Тут каждый поймет,
Что голову шея всегда повернёт.
Не просто так счастье им в руки дано,
В лихом испытанье добыто оно!
                 _   _   _   _

Прослышали люди, что где-то в горе,
Богатства запрятаны в тайной норе.
Ходили, искали, но вход не нашли,
Плечами пожали и с этим ушли.
А те, кто свою знает цену добру,
Нет, нет, да и бросит свой взгляд на гору.
Заметили так же, что с этой поры,
Тому, кто даст клятву у самой горы,
Уже не придётся в разлуке тужить,
А будут в любви и согласии жить!
Надумает пара идти под венец,
То прежде к горе! Тут и сказке конец!

         *********

СТИХИ   ДЕТЯМ

                *******

По траве скакал Кузнечик,
В той траве он пас овечек,
А овечки круглый день
Обглодать пытались пень.
Стало жаль тот пень Кузнечку,
Он поймал одну овечку,
Привязал на целый день,
Чтоб не грызла больше пень,
А потом её подружку
Убирать заставил стружку.
Стали овцы голосить
И прощение просить.
Очень добрым был Кузнечик,
Стало жаль ему овечек,
Он их тут - же отвязал,
Пень не трогать наказал.
Овцы сразу согласились,
В пляс вокруг пенька пустились.
Славят овцы Кузнеца,
А у сказки нет конца,
Так как глупы овцы были,
Про наказ они забыли,
И, буквально, в тот же день
Принялись за старый пень.
Рассердился наш Кузнечик
И опять поймал овечек…

                 *******

Гора никогда не придёт к Магомету,
К горе самому идти следует, но
Простую и старую истину эту
Не каждому, видно, усвоить дано.

Давно голова уже стала седая,
Дожив до глубоких, до старческих лет,
С упорством завидным гору поджидая,
Сидит до сих пор старина Магомет.

Примера, дружок, не бери с Магомета,
Под камень лежачий вода не течёт,
Прекрасные дали откроет планета
Тому, кто без лени по жизни идёт!

                       *******

Как однажды поутру
Мы поймали кенгуру.
Привели её домой,
Рассердился папа мой.
- Отпустите, - говорит,
- У меня душа болит:
Где - то детки далеко
Ждут от мамы молоко,
Громко плачут и кричат,
Жалко мне кенгуручат. -
Мы не стали возражать,
Только прежде поиграть
Мы решили с кенгуру
И устроили игру.
Разразился дружный смех,
Ну, а папин громче всех.
Отпустили мы её,
Но она твердит своё:
- Не желаю уходить,
Буду вместе с вами жить.-
- Ну, а как же дети там?
Детям жить нельзя без мам!-
- Ладно, говорит, тогда
Приведу я их сюда,
Будем вместе дружно жить,
Бегать, прыгать и дружить.-

                      *******

Белая блузка висела в шкафу.
Чёрные брюки промолвили: « Фу,
Слишком уж вы надушились, соседка,
Пахнет духами от вас очень едко,
С запахом мне не дожить до утра,
Думаю, вам уже в стирку пора ».

Блузка же здесь, после долгого вздоха,
Брюкам сказала: « Завидовать – плохо,
Лучше бы вам посмотреть на себя,
Нет ли где капель на вас, а трубя
Критику в адрес соседки ближайшей
Вас не достойно. Простите нижайше ».

Дверцы у шкафа хозяйка открыла,
Весь гардероб свой она перерыла,
Пристально каждую вещь оглядела,
Эти же брюки и блузку надела.
После пред зеркалом долго крутилась,
Рада, что так хорошо получилось.

Ссорились брюки, как видишь, напрасно:
Жить надо в мире и дружбе согласно.
В жизни такое нередко бывает,
Зависть, дружок, человека съедает.

                        *******

Я во дворе щенка увидел,
Под скамейкой он сидел,
Словно кто его обидел,
И испуганно глядел.

Одиноким он казался
Под скамьёй средь бела дня,
И тогда я догадался:
Ожидает он меня.

Разрешит ли только мама
Принести щенка домой?
Я скажу « Он самый, самый,
И к тому ж теперь он мой »!

Чтобы дома ни сказали,
Я решил: несу домой!
Тут девчонки прибежали
И одна кричит: « Он мой»!

Щенка на руки хватают,
Хлопают глазёнки,
Так некстати прибегают
Иногда девчонки!

                      *******

Бисером мелким по бархату чёрному
Звёзды по небу разбросала ночь.
Месяцу рогатому велела, как дозорному,
Звёзды караулить, чтоб не сбежали прочь.

Тощему, рогатому обязанность такая
Месяцу задорному очень дорога,
Решил надуть бока он, звёздам угрожая,
Сделался он круглым и потерял бока.

Отсутствию последних звёзды очень рады,
Нет для их забавы возможности иной,
И происходят чаще в небе звездопады,
Когда рогатый месяц становится луной.

                         *******          

Комментариев нет:

Отправить комментарий